Талант должен страдать от несправедливости, иначе из него ничего не выдавишь
Александр Образцов

Изучать прошлое легко, помнить — трудно
Михаил Кузьмин

Музыку рождает тишина, а не звучание
Борис Останин

Культура — это традиция, превращённая в инстинкт
Вадим Воинов

В Эрмитаже Назад

На земле грифонов

31.10.15

«В археологии мало блеска, — считает Александр Бутягин, куратор выставки «На земле грифона. Античная археология Эрмитажа в Крыму, — Мы очень много времени проводим в тяжёлой, рутинной, скучной работе».

«Археология — удивительная, очень романтическая наука, — не соглашается с ним заместитель директора Эрмитажа Светлана Адаксина, — Тем, кто заболел ею, не излечиться до конца дней».

И тот, и другая являются начальниками археологических экспедиций и хорошо знают, о чём говорят.

Hermitage Line уже писал об археологах Эрмитажа, работающих в Крыму (смотри материалы «Вариации на археологические темы» и «Здесь с моря воздух движется звенящий»), и пришёл к выводу, что правильных точек зрения всегда больше, чем одна. Выставка «На земле грифона» тоже не подтвердит и не опровергнет ни одно из мнений. Зато спровоцирует появление ещё множества.

В экспозиции — археологические находки трёх эрмитажными экспедиций: Нимфейской, Мирмекийской и Античной комплексной. В том числе, 15 электровых монет из Мирмекийского клада вместе с бронзовым кувшинчиком, в котором они были обнаружены; бронзовый набор украшений скифской конной узды из некрополя Нимфея; расписные сосуды, терракотовые статуэтки…

Все эти предметы хранятся сейчас в собрании Восточно-Крымского историко-культурного музея-заповедника и прибыли в Эрмитаж всего на три месяца, на временную выставку.

Они разместились в небольшом зале поблизости от зала Совета — Сенях Нового Эрмитажа. И почти каждый из экспонатов мог бы сопровождаться историей — научной или не очень.

«Это был мой второй клад, — рассказывает Александр Бутягин, — Ещё одной такой находки, наверное, уже не будет. Хотя археологу никогда не стоит зарекаться». Речь идёт о кладе кизикинов (монет малоазийского города Кизика), обнаруженном в 2003 году Мирмекийской археологической экспедицией. Тогда при разборке полуразрушенной древней кладки был найден бронзовый кувшинчик — растрескавшийся, разваливающийся на куски. Внутри него желтели монеты, часть из которых теперь представлена на выставке. Реставраторам пришлось потрудиться, чтобы вернуть драгоценному металлу прежний блеск, а бронзовому сосуду — форму.

Ещё один уникальный памятник — часть архитрава с хорошо сохранившейся надписью (из находок Нимфейской экспедиции). Он был обнаружен в 2000 году. Тогда же надпись расшифровали: «Теопропид сын Мегакла сей вход посвятил Дионису, будучи агонафетом при Левконе архонте Боспора и Феодосии, всей Синдики, торетов, дандариев и псессов». Начальник Нимфейской экспедиции Ольга Соколова рассказывает, что это открытие вызвало целую дискуссию среди учёных.

С одной стороны, упомянутое в надписи имя боспорского царя Левкона I, позволило датировать находку и архитектурный комплекс, частью которого она являлась, 2 четвертью IV века до н.э. С другой, в большинстве уже известных надписей Левкон именуется архонтом Боспора и Феодосии, царствующим также над синдами, торетами, дандариями и псессами. Здесь же он назван архонтом не только по отношению к Боспору и Феодосии (греческим городам), но и по отношению к Синдике, а также нескольким местным народам. Значит ли это, что их присоединение к Боспорскому царству случилось недавно и официальная титулатура ещё не устоялась?

Загадка попроще — фрагмент женской статуи. Рябь складок пробегает по одеянию, как по морю. В каком месте находился этот фрагмент? Мужская часть зрительской аудитории в один голос утверждает — чуть ниже груди. Там, где дамы Древней Греции и колоний носили пояс.

Зато череп собаки с засевшим в нём наконечником стрелы вызывает споры. За что пострадала собака? Была ли она дикой? Местная ли это порода или привозная? Ответить на эти вопросы мог бы Алексей Каспаров, палеозоолог, научный сотрудник Института истории материальной культуры, который постоянно работает с Мирмекийской, Нимфейской и многими другими археологическими экспедициями.

«Вспомните, как выглядят собаки на античных вазонах, саркофагах и мраморных изваяниях, — говорит он, — они отличаются длинными, довольно плоскими головами, длинными тонкими лапами и похожи на борзых. Так вот в Мирмекии, среди костей местных собак, напоминающих лаек, изредка попадаются черепа с вытянутыми, узкими мордами. Это либо привезённые с родины домашние любимцы, либо потомки домашних любимцев, скрестившихся с местными дворняжками. Этот остромордый тип должен был бы за одно столетие полностью раствориться в северном лайкоидном «море», но он не растворился. Значит, такие собаки дорого стоили, их держали в домах, о них заботились, разводили».

И ещё одно. Почему в названии выставки Крым фигурирует как «земля грифона»? Оказывается, древние греки, чьи колонии теперь исследуют археологи, полагали, что в Уральских горах, где-то за северным побережьем Понта Евксинского (то есть Чёрного моря) фантастические грифоны охраняют груды золота. Изображения этих загадочных зверей помещали на монеты и украшения. И даже сами жители севера (то есть мы с вами), со временем, почти поверили в их существование. Во всяком случае, в Петербурге, они есть. Вы бывали на Банковском мосту, где живёт дружная пара? А во дворе аптеки доктора Пеля на Васильевском острове, возле башни грифонов?

Что такое археология? Для чего она нужна и чем привлекает людей самых разных профессий и возрастов? Об этом можно узнать на выставке в Эрмитаже, если повнимательнее вглядеться, поглубже вдуматься.

Археология — наука о древности, «история, вооружённая лопатой», связующее звено между прошлым и будущим. Некоторые исследователи надеются, что проанализировав ошибки предков, люди не станут их повторять. Другие верят, что можно спрогнозировать будущее по аналогии с прошлым (ведь «что было, то и будет, и что творилось, то творится, и нет ничего нового под солнцем»). Третьи считают, что археология преображает старые мифы и рождает новые, заставляя нас понять — жизнь самоценна. Прошлое — не менее реально, чем будущее. Грифоны существуют. Хотя бы в стихах и на выставках.

Дина Гин

Добавить комментарий