Талант должен страдать от несправедливости, иначе из него ничего не выдавишь
Александр Образцов

Изучать прошлое легко, помнить — трудно
Михаил Кузьмин

Музыку рождает тишина, а не звучание
Борис Останин

Культура — это традиция, превращённая в инстинкт
Вадим Воинов

Конкурсы Назад

Искусство выглядеть старше

07.06.15

Вы когда-нибудь устанавливали возраст той или иной картины?

Оказывается, это не так просто. Мы (любители изящных искусств, не вооружённые опытом и техникой) смотрим на картину и определяем сумму прожитых ею лет на глазок. Как будто перед нами человек. Конечно, в такой ситуации возможны ошибки (временные аберрации).

С человеком, кстати говоря, проще. Он может выглядеть моложе своих лет, а может и старше. Почему-то считается, что если кто-то каким-то образом умудряется сбросить с себя пять, десять, или даже пятнадцать лет, то это хорошо. Скажешь ему комплимент, и он помолодеет на глазах. И окажется, что ты был прав с самого начала.

С картинами не так, как с людьми. Если они выглядят старше своего календарного (биологического) возраста, это только добавляет им солидности и глубины. Старость к лицу произведению искусства. С годами оно только набирает свою красоту, мощь и силу.

Если какому-то полотну меньше ста лет, отношение к нему одно, если больше – другое. Не так давно Hermitage Line отпраздновал столетие «Композиции VI» Василия Кандинского. Теперь это замечательное произведение можно смело именовать шедевром: Великое смятение в великом спокойствии

Нам с вами (точнее, вам самим) предстоит определять возраст картин. Увлекательнее всего проделывать это с портретами и автопортретами. Когда на картине изображён мужчина или женщина, проблема возраста становится особенно актуальной. Животрепещущей.

Перед тем как приступить непосредственно к конкурсу, советуем припомнить главную героиню пьесы Карела Чапека (Věc Makropulos) «Средство Макропулоса» (1922) - Эмилию Марти. Ей было более трёхсот лет, а выглядела она весьма молодо. 

В каком-то смысле живопись – это и есть средство Макропулоса. Картине (портрету), то есть материальному воплощению души и таланта, может быть триста, четыреста лет. А тому, кто изображён на холсте, гораздо меньше. И это не просто парадокс, это своего рода чудо.

Предупреждаем заранее, наш конкурс не такой простой, каким кажется на первый взгляд. Поэтому мы предлагаем вам «подсказки». Из четырех вариантов вам надо выбрать правильный. Тот, который ближе всего к реальному возрасту картины.

Желаем вам успеха.

Присылать правильные ответы надо на адрес: [email protected]

Трёх победителей ждут памятные подарки, которые уже готовит для них Эрмитажный интернет-магазин. Более того, каждый сам может выбрать для себя приз – репродукцию одного из шедевров Эрмитажа. Для этого нужно заглянуть на страничку магазина, выбрать одну из репродукций и прислать её название редакторам Hermitage Line вместе с правильными ответами. Желательно, одним из первых.

 

1. Христофер Паудисс. Портрет молодого человека в меховой шапкеХристофер Паудисс. Портрет молодого человека в меховой шапке © Государственный Эрмитаж. Санкт-Петербург. 2015

а) Почти 356 лет;

б) портрет был написан в тот год, когда произошла Полтавская битва;

в) точный возраст картины не известен;

г) в год написания картины в Англии совершилась реставрация династии Стюартов.  

 

2. Тициан. Портрет молодой женщиныТициан. Портрет молодой женщины © Государственный Эрмитаж. Санкт-Петербург. 2015

а) пять веков;

б) около 479 лет;

в) 400 лет и 44 года;

г) когда художник писал эту картину, ему было ровно полвека.

 

3. Питер Пауль Рубенс. Портрет королевы ЕлизаветыПитер Пауль Рубенс. Портрет королевы Елизаветы © Государственный Эрмитаж. Санкт-Петербург. 2015

а) бальзаковский возраст, помноженный на 13;

б) в год, когда была написана эта картина, в далёкой России у царя Михаила Фёдоровича родилась первая дочка;

в) без малого 350 лет;

г) примерно 32 дюжины лет с четвертью.

 

4. Анри Матисс. Портрет Лидии ДелекторскойАнри Матисс. Портрет Лидии Делекторской © Государственный Эрмитаж. Санкт-Петербург. 2015

а) 100 лет;

б) картине столько же лет, сколько прожил Анри Матисс;

в) девушке на картине – 17 лет, а самому портрету – в четыре раза больше;

г) Около 25 тысяч дней.

 

5. Антон Рафаэль Менгс. АвтопортретАнтон Рафаэль Менгс. Автопортрет © Государственный Эрмитаж. Санкт-Петербург. 2015

а) Почти 250 годков;

б) эта картина – ровесница Евграфа Владимировича Давыдова;

в) она 4 раза отпраздновала юбилей;

г) чуть меньше двух столетий!

 

6. Томас Лоуренс. Портрет Семёна Романовича ВоронцоваТомас Лоуренс. Портрет Семёна Романовича Воронцова © Государственный Эрмитаж. Санкт-Петербург. 2015

а) эта картина взрослела не по дням, а по часам, и сейчас ей 10 тысяч часов;

б) портрет на 61 год старше своего персонажа;

в) 300 лет, но с очень большой натяжкой;

г) 22 чёртовы дюжины.

 

7. Герард Доу. Старушка, разматывающая ниткиГерард Доу. Старушка, разматывающая нитки © Государственный Эрмитаж. Санкт-Петербург. 2015

а) нить жизни этой картины растянулась на 350 лет;

б) 300 лет тютелька в тютельку;

в) возраст картины: 525 600 часов;

г) возраст этой картины примерно равен числу Пи, помноженному на 113.

 

8. Жан-Батист Грёз. Портрет графа Павла Александровича Строганова в детствеЖан-Батист Грёз. Портрет графа Павла Александровича Строганова в детстве © Государственный Эрмитаж. Санкт-Петербург. 2015

а) 230 и 2 года;

б) если возраст картины разделить на 6, получится 37;

в) эта картина на 75 лет моложе Санкт-Петербурга;

г) В год рождения картины Павел Александрович Строганов был в 40 раз моложе, чем она сейчас.

 

9. Элизабет-Луиз Виже-Лебрен. АвтопортретЭлизабет-Луиз Виже-Лебрен. Автопортрет © Государственный Эрмитаж. Санкт-Петербург. 2015

а) в 1812 году картине было 12 лет;

б) картина без возраста, художница повторяла её несколько раз в разные годы;

в) два века плюс пятнадцать лет;

г) без году неделя, точнее, 10 430 недель!

 

10. Пьер Огюст Ренуар. Девушка с вееромПьер Огюст Ренуар. Девушка с веером © Государственный Эрмитаж. Санкт-Петербург. 2015

а) девушке, вееру и художнику в год создания картины было по 25 лет, сложите всё вместе и узнаете её возраст;

б) от 200 лет отнять 66;

в) час, проведённый около картины, подскажет её возраст: 1 138 800 часов;

г) эта картина – ровесница Эрнеста Хемингуэя.

 

11. Пабло Пикассо. Портрет Бенета СолераПабло Пикассо. Портрет Бенета Солера © Государственный Эрмитаж. Санкт-Петербург. 2015

а) пословица «Время краску с лица сгоняет» подсказывает - этой картине лет сто;

б) примерно 80 300 дней;

в) возраст картины можно узнать, если из возраста Эрмитажа вычесть 138 лет;

г) через два года мы отпразднуем 150-летие этой картины.

 

12. Рембрандт Харменс ван Рейн. Портрет учёногоРембрандт Харменс ван Рейн. Портрет учёного © Государственный Эрмитаж. Санкт-Петербург. 2015

а) на глазок – 405 лет;

б) больше 300, но меньше 400;

в) интуиция подсказывает, что 382 года;

г) 32 дюжины лет.

 

 

2015-06-09 07:01:57
Валерий Карпов

Интересный конкурс. На первый взгляд кажется, что очень
простой. Когда в него погружаешься, то понимаешь, что всё гораздо сложнее.



Во-первых, сама картина (её материальная часть) – это, если
пользоваться понятными словами, тело. А вот то, что изображено на холсте, уже
относится к сфере духа.



Итак, перед нами извечная проблема… Тело и дух, тело и душа.



Душа, как известно, бессмертна. А тело (сама картина), увы,
смертна, хотя и претендует на вечную жизнь.



Будет ли вывод? Будет! Не надо пытаться из смертной картины
вычитать бессмертный дух. Это же не арифметика, это метафизика. Дело в том, что
именно он (дух) и превращает картину в живой организм. Поэтому и определять
возраст живой картины, хотя бы на глазок, очень интересно, но, как следует из
этих рассуждений, очень не просто….



Валерий Карпов


2015-06-09 09:03:35
Аркадий Панов



Хотелось бы знать, стареет ли картина от того, что мы на неё
смотрим? В течение многих лет (десятилетий, даже столетий) на какие-то, чаще
всего очень известные, картины люди смотрят и смотрят из дня в день. Я не
мистик, но мне хотелось бы знать, как такое каждодневное смотрение отражается
на возрасте картины и на её здоровье?



Аркадий Панов




2015-06-09 09:18:15
Лариса Барсукова



Возраст той или иной картины я определяю очень субъективно:
по количеству лет, прожитых рядом с ней. У меня есть одна очень любимая мною
картина. Я живу с ней бок о бок с раннего детства. Значит ей, сейчас подсчитаю,
почти тридцать лет. Какое-то время тому назад я купила в галерее (не буду
указывать название) пейзаж одной петербургской художницы. И оказывается, я живу
рядом с этой картиной вот уже 10 лет. Как же всё-таки быстро летит время…



Лариса Барсукова




2015-06-09 09:57:42
Valentina Lehtonen

Вы когда-нибудь устанавливаете возраст модели на той или иной картине?

2015-11-08 07:01:39
Леонид

Модель на картине молодеет когда ты стареешь.

Добавить комментарий